Автор: Михаил Борозна.
Искусство Беларуси в ХХ веке представляет собой цельное динамичное явление художественной культуры. Системные социальные преобразования, происходящие на постсоветском пространстве, образование новых государств, в том числе Республики Беларусь, и выбор ими своего пути развития заставили сферу культуры обратиться к пристальному изучению отечественного опыта в области искусства.
Художественные стили и направления не планируют свое рождение по календарю, но традиционный хронологический принцип рассмотрения по десятилетиям и столетиям остается наиболее привычным. Одна из проблем исторического анализа развития современной культуры Беларуси лежит в откровенно искусственном выборе 1917 года как точки отсчета. Методологическая ошибка или прямое невежество зачастую ставит в тупик тех, кто начинает исследовать художественные процессы Беларуси ХХ века.
После восстания 1905 года художественная жизнь Северо-Западного края – нынешней Беларуси – начинает медленно возрождаться. Чаще проходят художественные выставки, расширяется издательская деятельность, создаются музеи. Интенсивно развиваются региональные художественные центры – Вильнюс, Витебск, Могилев, Гродно. Исследователи этого этапа выявляют взаимовлияние белорусской, русской, еврейской, украинской, польской культур.
Первая мировая война, затем Октябрьская революция стали трагичными для белорусской культуры. Было разрушено большинство усадеб, дворцово-парковых комплексов, уничтожались библиотеки, коллекции декоративно-прикладного искусства.
1917 год является переломной датой для жизни значительной части Европы. Но в искусстве ситуация еще более сложная: классический авангард Витебска имеет много общего с футуризмом, творчество Марка Шагала больше связано с парижской атмосферой начала века, а не с советским планом монументальной пропаганды. Творчество Фердинанда Рущица и Язепа Дроздовича перекликается с традициями Сецессии и европейским символизмом. Культурное поле ХХ века включает в себя такие имена, как Казимир Малевич, Владислав Стшеминьский, Юдель Пэн, Марк Шагал, Михаил Филиппович, Роман Семашкевич и др. В начале столетия Беларусь имела все реальные возможности для включения в европейские творческие эксперименты. В определенной мере они были реализованы в 1920-х годах, хотя так и не достигли вершины своего развития.
Шел процесс кристаллизации современной белорусской художественной школы, но он не был завершен. Своеобразие художественной жизни Беларуси начала 1920-х годов заключалось в том, что в восточной (советской) части Беларуси искусство развивалось на основе идей русского авангарда и итальянского футуризма. Самым богатым материалом этого этапа остается конструктивистская архитектура, живопись, плакат, станковая и книжная графика. Все это составляет основу авангарда ХХ века в Беларуси. В западной же части Беларуси еще господствовали идеи сецессии, символизма. Отмечая важнейшие для своего развития контакты с русским авангардом и украинским модернизмом, необходимо отметить роль белорусской творческой интеллигенции в становлении современной художественной школы.
Начало 1920-х годов было наиболее продуктивным для развития изобразительного искусства. В это время Казимир Малевич начал утверждать новое искусство через создание объединения УНОВИС. Развернутые в конце 1920-х годов репрессии против деятелей искусства не смогли сразу прервать широкое развитие прогрессивных тенденций. В начале 1930-х годов достраиваются архитектурные объекты конструктивизма, выходят книги с приметами экспериментов витебского УНОВИСа. Искусство 1940-х годов еще нуждается в основательном изучении. Изобразительное искусство послевоенного времени (1950-е годы) развивается в основном на основе идеологических установок коммунистической партии. Шаблоны тоталитарной эстетики были фильтром официальной культуры.
Период 1960-х годов – «хрущевская оттепель» – иллюстрирует относительное развитие искусства и культуры Беларуси. С этого времени тенденции развития белорусского искусства характеризуются определенной динамичностью. Процесс демократизации не был локальным, изолированным. Изобразительное искусство 1960-х годов развивалось в тесной взаимосвязи с культурой региона. Художники стали творчески переосмысливать прогрессивные традиции белорусской народной культуры. Особенно ярко эта тенденция проявила себя в художественном оформлении книг и в печатной графике. В это время в искусство приходят первые выпускники Белорусского государственного театрально-художественного института (с 1991 года – Белорусская государственная академия искусств). Белорусская культура стала обеспечиваться профессиональными кадрами, подготовленными на месте. В 1960-е годы закладываются основы современной художественной школы республики.
В 1970-е годы общий фон для развития искусства был неблагоприятным вследствие тотальной регрессивности эстетики «застоя». Деятели искусства обращаются к историческому прошлому Беларуси. Происходит переосмысление опыта предыдущего десятилетия. Проходит эйфория 1960-х. Вместе с тем, 1970-е – фундаментальный этап формирования пространства белорусского андеграунда.
В 1980-е годы проявился широкий интерес художников к наследию искусства 1920-х годов. Решительный поворот от тематики к проблеме колоризма, которую решал в начале ХХ века М. Филиппович, совершила своими выставками 1980-х годов группа минских художников «Немига’17». Открытая презентация белорусского концептуального искусства состоялась в 1984 году на выставке «1+1+1+1+1+1+1» в г. Минске. Влияние концептуализма просматривается в творчестве художников В. Цеслера, С. Войченко. Значительную роль в представлении концептуального искусства сыграла минская галерея современного независимого искусства «6-я линия» и выставка искусства актуальной позиции «in-formation» в г. Витебске.
Чернобыльская катастрофа изменила общественное место человека, обусловила поиск новой концепции личности в искусстве. События 1986 года оказали значительное влияние на содержание общекультурных процессов, обусловили их невозвратность к идеологическим догмам. Сосредоточенность художника на проблемах внутреннего, а не социального мира становится своеобразной чертой последних десятилетий. Это качество стало отражением массового сознания населения. В конце 1980-х годов стал меняться сам характер выставок. Новые художественные достижения четче отразили отношение зрителей к происшедшему, изменили оценку предшествующего времени крупнейшими деятелями искусства. Человек после Чернобыля не желает быть подобным сверхчеловеку — создателю машин и покорителю неизведанного. Искусство ближайшего времени в Беларуси не будет иметь огромных размеров, веса, громкого шума и т. п. Мне кажется, что это не имеет смысла для белорусского зрителя.
Художественная жизнь начала 1990-х годов более многоплановая, чем в предыдущие десятилетия, но все еще далекая от требований времени. Уверенно утверждают себя фотоискусство, арт-дизайн, искусство акций, компьютерная графика и т.д., расширяется жанрово-видовой спектр изобразительного искусства. Но вместе с этим начинается широкая волна коммерциализации. Стремление к быстрому коммерческому успеху, отсутствие рычагов влияния со стороны художников и художественной критики, отсутствие научно обоснованной программы развития изобразительного искусства отрицательно повлияли на общий уровень современной культуры. Художественные тенденции 1990-х годов не являются прямым и вдохновенным продолжением традиций предыдущих лет, ощущается фактор хаотического заполнения культурного поля цитатами. Отсутствие независимых источников финансирования художественной культуры замедлило развитие художественных тенденций и цивилизованного художественного рынка.
О новом качественном уровне художественной культуры Беларуси начала 1990-х г. свидетельствуют высокая динамика выставочной деятельности, острая полемика между представителями разных направлений, расширение международного обмена в области культуры и т.д. Соц-арт в Беларуси, в отличие от России, не имел распространения. В чем причины – предмет отдельного исследования. Особо следует отметить работы художников плаката, получивших награды самых авторитетных международных выставок. Работы В. Цеслера, С. Войченко, А. Шелютто, Е. Китаевой, А. Новожилова, и др. сегодня находятся в зарубежных музеях плаката, частных коллекциях.
В белорусском концептуализме (А.Жданов, Л.Русова, Т.Копша, И.Кашкуревич, В.Петров, В.Чернобрисов, О.Сазыкина и др., неформальные группы «Квадрат», «Коми-кон», «Бло», «Плюралис», «Форма», «Галина») сохраняются некоторые традиционные формы существования искусства, прежде всего — картина, скульптура. Однако концептуальная живопись существенно отличается от обычной, т.к. картины концептуалистов не изображают ничего иного, кроме самого изобразительного языка. Еще одним видом творчества, в какой-то мере также сохраняющим связи с традиционными формами искусства (графика, фотография и книжная иллюстрация), стали книги-объекты (Л.Русова, Л.Сильнова, И.Савченко), объединяющие текст и изобразительный язык. В середине 1980-х белорусские концептуалисты (И. Кашкуревич, В.Васильев, А. Малей, А. Веренич, А. Воробьев, А. Клинов, О. Ладисов, А. Логвин, В. Зленко и др.) обратились в своем творчестве к инсталляциям. В начале 1990-х годов становятся известными за пределами страны работы белорусских фотохудожников, принадлежащих к так называемой «минской концептуальной фотографии» (И.Савченко, В.Шахлевич, Г.Москалева и др.).
На протяжении ХХ — первого десятилетия ХХI века художественная школа Беларуси доказала свою способность к развитию, сохраняя за собой качество цельного художественного явления. Страна и ее искусство начали существовать в совершенно новых исторических условиях. Изобразительному искусству Беларуси всегда была свойственна легкость усвоения прогрессивных элементов мировой культуры. Обзор и анализ этого нового этапа — интересная задача.
Принципиально новое качество искусства начала XXI века диктуется далеко не только волей художника, но и вполне объективными обстоятельствами. Новый этап свидетельствует об изменении ожиданий, связанных не только с общественным устройством, но, как и в начале ХХ века, с широтой интереса творческой интеллигенции, выраженной в обновляемых творческих стратегиях.
Возможно вам будут интересны следующие статьи:
- Статья " СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО БЕЛАРУСИ – МЕСТО НА КАРТЕ ".
- Статья о художественном факультете Белорусской государственной академии искусств "Точки пересечения";
- Статья " ИСКУССТВО В ПУБЛИЧНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ".