руende

Сто лет в изобразительном искусстве Гомеля

Автор: Анна Кузьмич

На юго-востоке Беларуси расположен крупный административный центр, второй по величине и численности населения город в республике под названием Гомель. Путешествуя по улицам исторического центра и современным жилым микрорайонам трудно представить себе, что сто лет тому назад он был небольшим уездным городом с обычным для таких мест составом населения. Специфика Гомеля заключалась в том, что прошедшие через город во II половине XIX века железные дороги способствовали развитию предприимчивости у горожан, которые занимались оптовой и розничной торговлей, снабжали прибывшими товарами население не только Гомельского, но и близлежащих уездов. Система образования в Гомеле соответствовала стандартной схеме, принятой в этот период времени в России. Начальные и церковно-приходские школы решали элементарные задачи обучения детей из семей простых горожан чтению, письму и счету. Несколько гимназий давали более широкий спектр знаний. Наряду с математикой, языками, историей и географией детей учили танцам и пению, черчению и рисованию. Воспитание эстетических вкусов и возможность приобщения к прекрасному во многом зависели от сословной принадлежности, а помещенные в книгах и периодических изданиях репродукции становились для большинства горожан основным источником знакомства с течениями в изобразительном искусстве. Отрывочные сведения, сохранившиеся в документах начала XX в., свидетельствуют о том, что вечера, устраиваемые в общественных собраниях, иногда сопровождались выставками картин местных самодеятельных художников. Большинство их имен история не сохранила, как и не сохранилось художественное наследие, утраченное в результате политических событий, которыми так богат XX век.

1917 год и последовавшие за ним изменения в политическом и экономическом устройстве страны не могли не оказать влияния на творчество как уже состоявшихся мастеров, так и на формирование пришедшей в искусство молодежи. Первое послереволюционное десятилетие – это время сосуществования, столкновения и борьбы разных направлений в искусстве. К этому периоду относится оживление художественной жизни в Гомеле.

В 1918 г. при Клубе железнодорожников была создана художественная школа-студия им. М. Врубеля, возглавил которую Сергей Александрович Ковровский (1890-1944). В 1921 г. наиболее талантливые студийцы, вместе с руководителем отправляются в Москву для продолжения обучения в Высших художественно-технических мастерских. Одна из них Елена Самойленко (Машковцева) так вспоминает это время: «У нас был свой оборудованный нарами товарный вагон, который прицеплялся к случайным товарным составам. Добирались до Москвы неделю. Но мы были молоды и полны надежд. В пути не обходилось без шуток. На нашем вагоне была надпись, сделанная крупно мелом: «ХЛАМ» (художники, литераторы, артисты, музыканты). По ней на остановке мы находили свой товарный вагон. Приехали вовремя. Поступили в разные мастерские. Занятия проходили в холодных классах. Работали в пальто, мёрзли ужасно, но желание учиться было так велико, что эти обстоятельства нас не останавливали».

В 1920-е гг. ВХУТЕМАС был ведущим учебным заведением, где использовались прогрессивные методы преподавания, а среди педагогов были представители разных направлений в искусстве: А. Архипов, С. Малютин, И. Машков, Р. Фальк и др. Один из выпускников ВХУТЕМАС художник Андрей Гончаров вспоминает о годах учебы, и в частности о своем преподавателе И. Машкове, ученицей которого была гомельчанка Елена Самойленко: «Илья Иванович хотел, чтобы мы на практике овладели разными живописными манерами: мы писали один натюрморт сначала в манере пуантилизма, потом натуралистически, и, наконец, «по-машковски». Большое значение имели для нас беседы об искусстве, посещение Пушкинского музея, где Машков объяснял нам методы Матисса, Сезанна, кубистов. Для меня это было – первое знакомство с современной западной живописью». В дальнейшем представители культурного десанта из Гомеля – Георгий Нисский, Лев Смехов, Аким Шевченко, Елена Машковцева и др. стали известными живописцами и графиками. Сергей Ковровский, после учебы во ВХУТЕМАС, где посещал мастерскую П. Келина, возвращается в Гомель и продолжает вести занятия в изостудии Дворца железнодорожников, вовлекая в искусство новые таланты.

Для культурной жизни Гомеля 1930-х гг. были характерны процессы, происходившие в искусстве в целом по стране. По соображениям политической и идеологической цензуры официальными властями были вытеснены из публичной художественной жизни те направления, которые не вписывались в стандарты официального искусства. Быть понятным широким слоям населения и отображать грандиозные изменения, которые свершаются в государстве, становится основной задачей художника. Больше нет места исканиям и метаниям автора, его поискам способов самовыражения. На многие десятилетия единственным официально разрешенным направлением становится социалистический реализм. Творчество Василия Аксамитова, Сергея Ковровского, Бориса Звиногродского, Константина Лебедева других гомельских художников – это документальные свидетельства, по которым можно восстанавливать страницы истории города. Безусловно, каждый из перечисленных авторов имел свой индивидуальный пластический язык.

Особое место среди них занимает Борис Федорович Звиногродский (1896-1982). Даже самого неискушенного зрителя завораживает ощущение динамизма, безграничной пространственности и проникновенный лиризм его произведений. Индустриальный и городской пейзаж, любимые уголки в окрестностях города и река Сож, которой он посвятил ни одно произведение, во всем видна рука мастера, получившего столичное образование (Московское училище ваяния и зодчества), и пронесшего через все творчество верность русской классической школе. Автор стремился быть правдивым со своим зрителем в мельчайших деталях, предпочитая работать с натуры. Вот как он сам вспоминает процесс рождения картины: «Забрался на крышу дворца пионеров, откуда открылся удивительный, потрясающий воображение вид: до самого горизонта – разлив талых весенних вод. От воздуха, солнца и простора – голова кружится. Работалось легко, скоро. Одна лишь забота, как схватить и передать солнечный свет, как запечатлеть этот могучий размах реки, как написать воздух».

Борис Федорович прожил долгую творческую жизнь, создал десятки произведений, и оставил после себя множество учеников. С 1948 г. он руководил художественной студией Дворца культуры железнодорожников, внося существенный вклад в становление гомельской школы живописи.

Обращение к образу родной природы стало для многих художников одним из способов преодоления фальшивой риторики, которой была пропитана официальная идеология. Напряженные ритмы новой жизни в индустриальном пейзаже одного из основоположников гомельской школы живописи Виктора Казаченко (1918-1998) соседствуют с трепетным отношением автора к одиноко стоящему дереву на берегу пруда и восторгом перед весенним цветением сада.

Удивительно нарядна и празднична колористическая гамма произведений Станислава Дьяконова (1932-2003), который работал в разных жанрах живописи, создавая выразительные пейзажи, исторически правдивые портреты и тематические картины. Строго и лаконично он решает монументальные образы, тихим лиризмом наполнены городские пейзажи.

Особое звучание жанр пейзажа приобретает в живописи целой группы художников, начало творчества которых приходится на 1960-е годы. Дмитрий Олейник (1929-2003), Николай Казакевич (род.1934 г.), Роберт Ландарский (род.1936 г.) положили начало новому направлению в изобразительном искусстве Гомеля, которое получило название гомельского импрессионизма. Мажорная атмосфера, яркие сочные тона и отказ от черного цвета. Роберт Ефимович вспоминает, какую реакцию вызывали картины гомельчан на республиканских выставках: «…все сбегались посмотреть на работы наших художников. Еще бы: ведь тогда было принято писать, как говорил живописец Дмитрий Поленков коричневые заслонки. А у нас такая колористика». На первых порах не обходилось без критики, которая со стороны признанных мэтров звучала в адрес молодых художников, но постепенно их манера завоевала прочные позиции и последователей.

Идеологические запреты, регламентирующие творчество художников, мешали многим из них раскрыть свои таланты в полном объеме. Выполняя социальные заказы, многие из них находили отдушину в кратких мгновениях творчества для себя, и понимали, что эти выстраданные произведения никогда не будут выставлены. История изобразительного искусства Гомеля советского периода времени, его «неофициальная часть» восстанавливается по крупицам и требует дальнейшего изучения.

Политические и экономические изменения, которые происходят в стране в 1980-90-е гг. приводят к раскрепощению творческой сферы вообще и изобразительного искусства в частности. Наряду с реализмом идет реабилитация направлений, существовавших долгое время в критическом поле официального искусства. Разностилевой характер постепенно становится нормой. Абстракционизм и сюрреализм, экспрессионизм и реализм, соц-арт и пуантилизм – вот неполный перечень стилей и направлений, которые прочитываются в произведениях, созданных гомельскими художниками 1990-2000-е гг. Среди них Игорь Семеко, Любовь Степанова, Виталий Денисенко, Светлана Ноздрин-Плотницкая, Андрей Крылов, Александр Сушков, Евгений Семенюк и др. Кто-то из них оттачивает свое мастерство в одном выбранном направлении, формируя неповторимый почерк, кто-то пробует себя в разных стилях, открывая для зрителей новые грани своего таланта.

Современная художественная жизнь Гомеля достаточно разнообразна, как и разнообразны потребности зрителей. Согласно неофициальным опросам посетителей выставочных залов «Гомельского дворцово-паркового ансамбля» более 50% из их числа отдают предпочтение классическим направлениям, 40% - любят посещать разные выставки, около 5% - хотят видеть на выставках как можно чаще творчество современных художников-экспериментаторов. К третьей группе в основном относится молодое поколение, наиболее живо откликающееся на все новации.

Во многом лицо изобразительного искусства будущего формируется сегодня. И в нашей стране, где так сильны традиции искусства классического, мы лишь стоим в начале пути к новому взгляду на искусство и к новому восприятию.

Возможно вам будут интересны следующие статьи:

  • Статья " ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО БЕЛАРУСИ ХХ ВЕКА ".
  • Статья " СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО БЕЛАРУСИ – МЕСТО НА КАРТЕ ".
  • Статья о художественном факультете Белорусской государственной академии искусств "Точки пересечения";
  • Статья " ИСКУССТВО В ПУБЛИЧНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ".
  • Комментарии

    Комментирование временно приостановлено
    Сергей Зайцев
    22.09.2012 (00:16)
    Звиногродский
    Лично знал Бориса Федоровича Звиногродского. Удивительно добрый и бескорыстный был человек и великий художник.